Цифровая грамотность. Безопасность в сети Интернет
« НазадФормирование цифровой грамотности актуально для современного общества и тесно связано с изучением школьного предмета «Информатика». Нарастающие темпы цифровизации опережают развитие умений и навыков школьников основной массы интернет-пользователей. В школьном курсе информатики учитель формирует у обучающихся метапредметные образовательные результаты. К сожалению, существующие учебно-методические комплексы и учебники по школьной информатике не могут в полной мере отразить все составляющие цифровой грамотности.
Обладание цифровой грамотностью предполагает развитие четырех компонентов: технические аспекты, информация в Интернете, коммуникация в Интернете, цифровое потребление. Не все ее компоненты отражены в школьном курсе информатики.
Что такое «ЦГ»? Цифровая грамотность - это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.
Цифровая грамотность - это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу.
Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10-15 лет назад. Сегодня в дополнение к домашним компьютерам дети пользуются разными гаджетами разного калибра - мобильники, смартфоны, айпады. Они легко совмещают реальный мир и виртуальный. Развитие цифровых технологий определяет новую социологическую ситуацию развития детей и подростков во втором тысячелетии. Интернет становится важным инструментом развития подрастающих поколений. Российская аудитория Интернета стремительно растет. Ее значительная часть составляет молодое поколение. Дети и подростки открывают для себя мир посредством Интернета. Новое поколение в значительной степени формируется под его влиянием.
Интернет дает пользователю огромные возможности и как инструмент поиска и получения информации, и как высокотехнологическое средство общения. Жить в цифровой среде - это «круто», поэтому дети и подростки усердно постигают азы компьютерной грамотности, некоторые из ребят в техническом смысле становятся искушенными пользователями. Они беззаботно чувствуют себя в киберпространстве, узнают о новых технологиях и возможностях практически сразу с их появлением. Вырастает новое цифровое поколение, вооруженное разнообразными гаджетами и чувствующие себя естественно и непринужденно в Интернете. И наша с вами задача не отставать от них в этом. С каждым годом дети и подростки все больше времени проводят в Интернете. Они выходят в сеть каждый день, в любое время и в любом месте, где есть такая возможность.
Интернет очень сильно психически и эмоционально влияет на психику подростков. Он становится инструментом формирования их личности. Кто обучает детей пользоваться Интернетом? САМИ! В школьной программе этот раздел мы изучаем в 9 классе. На классных часах учителя говорят о безопасности в Интернете. Но самое главное ложится на плечи родителей. А они в обычном случае, многого не знают и не понимают.
Подросток стремится быть независимым, самостоятельным, стремится принимать решения и действовать как взрослый. Довольно часто детей не устраивает та степень свободы и самостоятельности, которую предоставляют им родители в реальном мире. Поэтому они стремятся в виртуальную реальность, воспринимаемую как территорию безграничной свободы. Интернет - как раз то место, где подросток может почувствовать себя свободным от контроля со стороны родителей и учителей. Родители боятся отпускать детей на улицу! А в Интернете - это огромный мир, где дети остаются незащищенными!
Чем занимается ребенок в Интернете:
-
Играет в различные игры;
-
«Зависает» в социальных сетях с целью общения, в различных форумах, чатах и т.д.;
-
Скачивает различную информацию (фото, видео, картинки, рефераты и т.д.);
-
Помещает различную информацию в Интернете (фото, видео, документы и т.д.).
Какие риски могут возникнуть при этом?
Контентные риски - возникают в процессе использования находящихся в сети материалов (текстов, картинок, аудио и видеофайлов, ссылок на различные ресурсы, содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию). К опасному или вредоносному контенту относятся: информация о суициде, азартные игры, сведения о наркотиках и многое другое, эротика, насилие, агрессия, ненужные диеты, терроризм, спам, реклама.
Способы защиты:
-
На государственном уровне - «единый реестр запрещенных сайтов».
-
Саморегулирование - у многих сотовых операторов есть услуга «Детский интернет - безопасные ресурсы».
-
Специальное ПО, позволяющее управлять доступом к сети Интернет.
-
«Родительский контроль»! всегда надо «жаловаться» на неприемлемый контент.
-
Контроль родителей.
Коммуникационные риски - возникают в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в сети. Примеры таких рисков : кибербуллинг, незаконные контакты (грумминг, домогательства), знакомства в сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. С такими рисками можно столкнутся при общении в чатах, соц.сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д. Дети зачастую общаются с теми, кого не знают в реальном мире. У детей «100 друзей». Они допускают чужих людей до своей личной информации: место жительства, возраст, учеба, фото - все это может привести к «нехорошим последствиям».
Дети устраивают встречи своим интернет-знакомым, не подозревая, кто это может быть на самом деле. И мало кто из детей советуется с взрослыми.
Кроме этого в сети есть и агрессия: троллинг и кибербуллинг. Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи дают выход агрессии в Интернете, оскорбляя других пользователей или провоцируя их на конфликт.
«Троллинг» - публикация провокационных сообщений, чтобы разжечь спор, вызвать негативную реакцию пользователей.
«Буллинг» - запугивание, травля, унижения, психологический террор, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить человека. Во все времена - это одна из серъезных проблем подростковой среды.
Способы защиты:
-
Обезопасить личную информацию через настройки конфиденциальности;
-
Некоторую информацию лучше вообще не размещать.
Потребительские риски - возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет.
-
Товар низкого качества;
-
Контрафактная продукция;
-
Хищение финансовой информации с целью мошенничества;
-
Интернет растит из подростков будущих потребителей!
Мошенничество в Интернете - «Фишинг. У мошенников есть специальные схемы и модели.
-
Прямое обращение - мошенники напрямую обращаются к жертве по электронной почте или телефону с просьбой сообщения личных данных (такие письма могут прийти со взломанных аккаунтов друзей и других пользователей);
-
Обманные ссылки;
-
Поддельные веб-сайты;
-
Поддельное ПО;
-
Смс-фишинг.
Технические риски - возможности повреждения ПО компьютера, хранящейся на нем информации, взлома аккаунтов, паролей.
Риск интернет-зависимости
ОБЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:
-
На почтовых ящиках устанавливать надежный пароль;
-
Никому не распространять информацию о паролях;
-
В сетях делать жесткий отбор друзей, не общаться с незнакомыми людьми;
-
Не выставлять личную информацию, применять меры защиты, доступа к информации;
-
Письма полученные от неизвестных отправителей не читать, а удалять;
-
Не нажимать на всплывающие окна;
-
Родителям вести контроль посещенных сайтов;
-
В случае возникновения проблем - вредоносное ПО, вредоносная информация, взлом аккаунта, кибербуллинг, груминг, секстинг и т.д. сообщить родителям или в линию помощи «Дети России Онлайн» по тел. 8-800 2500015;
-
Иметь хорошую «историю» в сетях, быть взаимовежливыми;
-
Не нарушать правила использования интернет-ресурсов;
-
Не нарушать законы об авторских правах.