Для слабовидящих
Настройки для слабовидящих
Размер шрифта
Цвет сайта
Межстрочный интервал
Межбуквенный интервал
Изображения сайта
Начертание шрифта
Главная / Новости / Цифровая грамотность. Безопасность в сети Интернет

Цифровая грамотность. Безопасность в сети Интернет

« Назад

15.01.2024 10:00

Формирование цифровой грамотности актуально для современного общества и тесно связано с изучением школьного предмета «Информатика». Нарастающие темпы цифровизации опережают развитие умений и навыков школьников основной массы интернет-пользователей. В школьном курсе информатики учитель формирует у обучающихся метапредметные образовательные результаты. К сожалению, существующие учебно-методические комплексы и учебники по школьной информатике не могут в полной мере отразить все составляющие цифровой грамотности.

Обладание цифровой грамотностью предполагает развитие четырех компонентов: технические аспекты, информация в Интернете, коммуникация в Интернете, цифровое потребление. Не все ее компоненты отражены в школьном курсе информатики.

Что такое «ЦГ»? Цифровая грамотность - это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.

Цифровая грамотность - это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу.

Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10-15 лет назад. Сегодня в дополнение к домашним компьютерам дети пользуются разными гаджетами разного калибра - мобильники, смартфоны, айпады. Они легко совмещают реальный мир и виртуальный. Развитие цифровых технологий определяет новую социологическую ситуацию развития детей и подростков во втором тысячелетии. Интернет становится важным инструментом развития подрастающих поколений. Российская аудитория Интернета стремительно растет. Ее значительная часть составляет молодое поколение. Дети и подростки открывают для себя мир посредством Интернета. Новое поколение в значительной степени формируется под его влиянием.

Интернет дает пользователю огромные возможности и как инструмент поиска и получения информации, и как высокотехнологическое средство общения. Жить в цифровой среде - это «круто», поэтому дети и подростки усердно постигают азы компьютерной грамотности, некоторые из ребят в техническом смысле становятся искушенными пользователями. Они беззаботно чувствуют себя в киберпространстве, узнают о новых технологиях и возможностях практически сразу с их появлением. Вырастает новое цифровое поколение, вооруженное разнообразными гаджетами и чувствующие себя естественно и непринужденно в Интернете. И наша с вами задача не отставать от них в этом. С каждым годом дети и подростки все больше времени проводят в Интернете. Они выходят в сеть каждый день, в любое время и в любом месте, где есть такая возможность.

Интернет очень сильно психически и эмоционально влияет на психику подростков. Он становится инструментом формирования их личности. Кто обучает детей пользоваться Интернетом? САМИ! В школьной программе этот раздел мы изучаем в 9 классе. На классных часах учителя говорят о безопасности в Интернете. Но самое главное ложится на плечи родителей. А они в обычном случае, многого не знают и не понимают.

Подросток стремится быть независимым, самостоятельным, стремится принимать решения и действовать как взрослый. Довольно часто детей не устраивает та степень свободы и самостоятельности, которую предоставляют им родители в реальном мире. Поэтому они стремятся в виртуальную реальность, воспринимаемую как территорию безграничной свободы. Интернет - как раз то место, где подросток может почувствовать себя свободным от контроля со стороны родителей и учителей. Родители боятся отпускать детей на улицу! А в Интернете - это огромный мир, где дети остаются незащищенными!

 

Чем занимается ребенок в Интернете:

  • Играет в различные игры;

  • «Зависает» в социальных сетях с целью общения, в различных форумах, чатах и т.д.;

  • Скачивает различную информацию (фото, видео, картинки, рефераты и т.д.);

  • Помещает различную информацию в Интернете (фото, видео, документы и т.д.).

 

Какие риски могут возникнуть при этом?

Контентные риски - возникают в процессе использования находящихся в сети материалов (текстов, картинок, аудио и видеофайлов, ссылок на различные ресурсы, содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию). К опасному или вредоносному контенту относятся: информация о суициде, азартные игры, сведения о наркотиках и многое другое, эротика, насилие, агрессия, ненужные диеты, терроризм, спам, реклама.

 

Способы защиты:

  • На государственном уровне - «единый реестр запрещенных сайтов».

  • Саморегулирование - у многих сотовых операторов есть услуга «Детский интернет - безопасные ресурсы».

  • Специальное ПО, позволяющее управлять доступом к сети Интернет.

  • «Родительский контроль»! всегда надо «жаловаться» на неприемлемый контент.

  • Контроль родителей.

 

Коммуникационные риски - возникают в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в сети. Примеры таких рисков : кибербуллинг, незаконные контакты (грумминг, домогательства), знакомства в сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. С такими рисками можно столкнутся при общении в чатах, соц.сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д. Дети зачастую общаются с теми, кого не знают в реальном мире. У детей «100 друзей». Они допускают чужих людей до своей личной информации: место жительства, возраст, учеба, фото - все это может привести к «нехорошим последствиям».

Дети устраивают встречи своим интернет-знакомым, не подозревая, кто это может быть на самом деле. И мало кто из детей советуется с взрослыми.

Кроме этого в сети есть и агрессия: троллинг и кибербуллинг. Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи дают выход агрессии в Интернете, оскорбляя других пользователей или провоцируя их на конфликт.

«Троллинг» - публикация провокационных сообщений, чтобы разжечь спор, вызвать негативную реакцию пользователей.

«Буллинг» - запугивание, травля, унижения, психологический террор, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить человека. Во все времена - это одна из серъезных проблем подростковой среды.

 

Способы защиты:

  • Обезопасить личную информацию через настройки конфиденциальности;

  • Некоторую информацию лучше вообще не размещать.

 

Потребительские риски - возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет.

  • Товар низкого качества;

  • Контрафактная продукция;

  • Хищение финансовой информации с целью мошенничества;

  • Интернет растит из подростков будущих потребителей!

 

Мошенничество в Интернете - «Фишинг. У мошенников есть специальные схемы и модели.

  • Прямое обращение - мошенники напрямую обращаются к жертве по электронной почте или телефону с просьбой сообщения личных данных (такие письма могут прийти со взломанных аккаунтов друзей и других пользователей);

  • Обманные ссылки;

  • Поддельные веб-сайты;

  • Поддельное ПО;

  • Смс-фишинг.

 

Технические риски - возможности повреждения ПО компьютера, хранящейся на нем информации, взлома аккаунтов, паролей.

Риск интернет-зависимости

 

ОБЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

  • На почтовых ящиках устанавливать надежный пароль;

  • Никому не распространять информацию о паролях;

  • В сетях делать жесткий отбор друзей, не общаться с незнакомыми людьми;

  • Не выставлять личную информацию, применять меры защиты, доступа к информации;

  • Письма полученные от неизвестных отправителей не читать, а удалять;

  • Не нажимать на всплывающие окна;

  • Родителям вести контроль посещенных сайтов;

  • В случае возникновения проблем - вредоносное ПО, вредоносная информация, взлом аккаунта, кибербуллинг, груминг, секстинг и т.д. сообщить родителям или в линию помощи «Дети России Онлайн» по тел. 8-800 2500015;

  • Иметь хорошую «историю» в сетях, быть взаимовежливыми;

  • Не нарушать правила использования интернет-ресурсов;

  • Не нарушать законы об авторских правах.