Главная   Защита прав потребителей   Инфотека   Товары   Продовольственные товары   Приобретение биологически активных добавок

Приобретение биологически активных добавок

В последние годы имеется тенденция к росту числа лиц, употребляющих биологически-активные добавки (далее – БАД), в то же время потребители часто сталкиваются с покупкой некачественных БАД, а также нарушениями при их продаже.

Обращения граждан, поступающие в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» и Управление Роспотребнадзора по Республике Коми с жалобами на нарушения при продаже БАД чаще всего касаются распространения БАД путем осуществления обманных действий. Это выражается в доведении до потребителей заведомо ложной информации о БАД (введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества, эффективных результатов от применения и др.).

Так как в качестве обманутых приобретателей БАД, как правило, фигурируют люди преклонного возраста, в том числе инвалиды, склонные легко поддаваться настойчивым уговорам, то подобного рода обращения свидетельствуют о целенаправленных и явно умышленных противоправных действиях.

Эти обращения касаются в основном дистанционной (разносной) продажи БАД, а также не предоставления (или предоставления недостоверной) информации о продавце, изготовителе БАД.

На потребительском рынке Российской Федерации находится в обороте более 7500 БАД отечественного и импортного производства.

Биологически активные добавки в соответствии с Федеральным Законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ) и Техническим являются составной частью пищевых продуктов.

Биологически активные добавки (БАД) – природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.

Важно помнить, что БАД не являются лекарственным средством (препаратом) и не используются для лечения различного рода заболеваний.

Информация о БАД должна содержать:

- наименование БАД, и в частности (товарный знак изготовителя (при наличии);

- обозначение нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД;

- состав БАД, с указанием ингредиентного состава в весовом или процентном выражении;

- сведения об основных потребительских свойствах БАД;

- сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;

- указание, что БАД не является лекарством;

- дата изготовления, срок годности;

- условия хранения;

- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;

- место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

Вышеуказанная информация доводится до сведения потребителей в любой доступной для прочтения потребителем форме.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» при реализации биологически активных добавок, обладающих тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья) потребителю должна быть предоставлена информация о противопоказаниях при отдельных видах заболеваний.

Розничная купля-продажа БАД

В соответствии с п. 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 № 50, розничная торговля БАД может осуществляться только в:

- аптечных учреждениях (аптеки, аптечные киоски и другие);

- специализированных магазинах по продаже диетических продуктов;

- продовольственных магазинах (специальные отделы, секции, киоски).

Продажа биологически активных добавок дистанционным способом – по каталогам, проспектам, буклетам, фотоснимкам, посредством почтовой связи, через Интернет, телевидение, а также иным подобным способом, не представляющим возможность непосредственного ознакомления покупателя с образцом товара, не допускается. Также, в связи с тем, что БАД относятся к пищевым продуктам, разносная (вне стационарных мест) торговля БАД (на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах) запрещена. Данное положение содержится в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров …».

Покупка БАД с рук несет в себе угрозу приобретения фальсифицированного препарата, и поэтому, приобретая БАД в неустановленных для этого местах, потребитель рискует не только своими деньгами, но и здоровьем.

Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке.

Не допускается реализация БАД:

- не прошедших государственную регистрацию;

- с истекшим сроком годности;

- при отсутствии надлежащих условий реализации;

- без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации;

- при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Реклама биологически-активных и пищевых добавок

Отмечаются многочисленные факты несоблюдения рекламного законодательства. Ряд хозяйствующих субъектов, используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД, указывая область применения, не соответствующую записи в свидетельстве о государственной регистрации.

Законодательство о рекламе предусматривает требования, которые должны соблюдаться при рекламировании биологически активных добавок.

В частности, Федеральный Закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ)  в статье 25 содержит положение о том, что при рекламировании БАД не должно быть указания на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни. Реклама БАД не должна создавать впечатления, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами. В рекламе БАД не должны содержаться ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшение их состояния в результате применения БАД, а также выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок. Цель этого законодательного запрета - исключить самолечение.

Мера ответственности продавцов за нарушения в сфере торговли БАД

Ответственность за нарушения при продаже БАД предусмотрена:

- статьей 14.7 «Обман потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (санкция – наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей);

- статье 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, о продавце (санкция – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

Реализация БАД, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья человека, может повлечь уголовную ответственность.

О фактах нарушения правил продажи и рекламирования БАД необходимо немедленно сообщать в соответствующие контрольно-надзорные учреждения для пресечения данных нарушений. В настоящий момент надзор в сфере оборота БАД осуществляет Федеральная служба надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При покупке БАД следует быть предельно внимательными.

При этом необходимо помнить, что потребитель может обратиться с жалобой в территориальные органы Роспотребнадзора только при наличии достаточных данных о продавце, а именно: наименование организации (индивидуального предпринимателя) – продавца, его юридический (фактический) адрес.