В настоящее время в магазинах бытовой техники распространена продажа так называемых сертификатов дополнительного сервиса, дающих право на бесплатный ремонт, а в определенных случаях и на замену товара по истечении гарантийного срока.
Названия «Сертификата дополнительного сервиса» можно встретить различные, например: программа дополнительного сервисного обслуживания; готов служить долго; гарантия плюс и другие (далее – Сертификат дополнительного сервиса). Стоимость Сертификата дополнительного сервиса зависит от цены товара и срока его действия.
Покупатель раздумывает, стоить ли его покупать, и чем он отличается от обычной гарантии, которая и так установлена на товар.
Приобретать или отказываться от Сертификата дополнительного сервиса при покупке техники – право покупателя. Однако, для того, чтобы принять верное решение, необходимо обладать определенной информацией о его правовой природе.
Сертификат дополнительного сервиса – это специальный договор между покупателем и торгующей организацией, согласно которому организация (продавец) обязуется в течение определенного времени осуществлять бесплатный ремонт и обслуживание техники. То есть это договор на выполнение работ и оказание услуг, которые потребитель оплачивает заранее.
Следует помнить, что Сертификаты дополнительного сервиса не продлевает и не заменяет гарантийный срок.
Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.
Обратите внимание! Если в период гарантийного срока в товаре проявился производственный недостаток то, Вы имеете право предъявить любое требование, предусмотренное Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Если же говорить о Сертификате дополнительного сервиса, то тут Вы можете заявлять только те требования, которые предусмотрены заключенным договором (как правило, это ремонт, а в случае невозможности его проведения – замена товара).
Отличие гарантийного срока от обслуживания по Сертификату дополнительного сервиса заключается также в том, что при обнаружении недостатка в товаре в период гарантийного срока потребитель вправе по своему выбору обратиться к продавцу, изготовителю, импортеру, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
За дополнительным обслуживанием по Сертификату дополнительного сервиса покупатель может обращаться только к тому, с кем заключил договор, т.е. к продавцу.
В Сертификате дополнительного сервиса указывается период его действия (например, 2 года), причем Сертификат дополнительного сервиса начинает свое действие после истечения гарантийного срока.
Если в приобретенном Вами Сертификате дополнительного сервиса указана дата начала его действия, совпадающая с датой продажи товара (т.е. совпадает с датой начала гарантийного срока), то следует помнить, что подобными действиями продавец подменяет бесплатную услугу платной, и это является нарушением российского законодательства.
Если продавцы не просто предлагают, а практически ставят в зависимость приобретение товара от приобретения такого сертификата дополнительного сервиса, то такие действия продавца являются прямым нарушением действующего законодательства о защите прав потребителей.
На основании Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Обратите внимание! Потребитель вправе отказаться от получения услуги программы дополнительного сервиса в любой момент до истечения срока договора.
В соответствии со статьей 32 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Следует помнить, что все фактически понесенные расходы должны быть подтверждены документально.
Если Вы решили расторгнуть договор, то лучше обратиться к Продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. Рекомендуем приложить к претензии копии кассового, товарного чеков и гарантийного талона. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у Вас, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
По вопросам в сфере защиты прав потребителей жители города Сыктывкара могут обратиться за помощью в консультационный центр
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми»
Адрес:
г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д. 3/3, 1 эт., каб. 5
телефон/факс (8212) 31-30-59
Время работы:
понедельник - четверг – с 09.00 до 16.00
перерыв на обед с 12.00 до 12.30
пятница – с 09.00 до 12.00