Чтобы быть уверенными в том, что установленные приборы учета ресурсов (счетчики) продолжают работать, а потребители - передают их показания, необходимо периодически эти приборы проверять. Проводит такие проверки исполнитель коммунальной услуги - то есть либо РСО (если жители дома находятся на «прямом договоре» с этой РСО), либо УК (когда «прямых» договоров с РСО в доме нет).
Не нужно путать проверки с поверками приборов учета - во время поверки ИПУ необходимо установить, насколько он точен и может ли он, собственно, все еще считаться измерительным прибором (п. 17 ст. 2, ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений). Согласно п. 82 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), введенные в эксплуатацию приборы учета (кроме новых ИПУ электроэнергии, установленных после 01.07.2020) необходимо регулярно проверять:
- во-первых, посмотреть, не сломан ли прибор, не вскрыт ли он, на месте ли он вообще, в каком техническом состоянии он находится. Проверки же в отношении новых, то есть установленных после 01.07.2020, электросчетчиков проводит сетевая организация (в нежилых помещениях, которые снабжаются электроэнергий без использования общего имущества МКД; кстати, эти проверки проводятся в порядке, предусмотренном Положением № 442) и гарантирующий поставщик (в остальных нежилых и во всех жилых помещениях, см. пп. «а» п. 82, абз. 3 п. 83 Правил № 354);
- во-вторых, уточнить, верные ли показания ИПУ передавал потребитель - для целей расчета платы за коммунальную услугу. Если счетчик подключен к интеллектуальной системе учета электроэнергии, то такие проверки не проводятся (пп. «б» п. 82 Правил № 354).
Как часто проходят проверки?
Проверки (работы ИПУ и правильности показаний) должны проводиться УК (РСО, если данная коммунальная услуга оказывается ею):
- не реже 1 раза в год,
- но и не чаще 1 раза в 3 месяца, если проверяемые ИПУ находятся в жилом помещении потребителя (п. 83 Правил № 354).
А если потребитель не передает показания своего ИПУ уже более полугода, причем этот ИПУ не является «умным», подключенным к интеллектуальной системе учета, то УК (РСО) должна проверить этот ИПУ «внепланово», не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, и снять показания прибора учета (п. 84 Правил № 354).
Что именно смотрят?
При проверке состояния ИПУ УК (РСО, гарантирующий поставщик) обращают внимание на следующее (абз. 2 п. 81.11 Правил № 354):
- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб,
- наличие и сохранность пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу ИПУ,
- наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки ИПУ электроэнергии и факта события воздействия магнитных полей на его элементы в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами № 890;
- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Процедура проверки ИПУ
Если ИПУ расположены в месте общего пользования, то никакой спецпроцедуры проверки счетчиков не предусмотрено - УК (или РСО) проверяют счетчики и правильность переданных показаний удобным им образом.
А если для проверки ИПУ нужно зайти в частное помещение, то УК (РСО) должны придерживаться следующей процедуры:
- за две недели до даты проверки (можно раньше) направить или вручить потребителю под роспись письменное извещение. В нем нужно указать предполагаемую дату проверки, время её проведения и предупредить, что потребителю нужно либо впустить представителей УК (РСО, гарантирующего поставщика), либо ожидать начисления начислений не по счетчику, а по нормативу (пп. «а» п. 85 Правил № 354);
- потребитель обязан либо допустить УК (РСО, гарантирующего поставщика) к себе в помещение для проверки в указанное в извещении время, либо - если предложенное время его не устраивает, сообщить в УК (РСО, гарантирующему поставщику) другое, более удобное время и дату, причем не позднее, чем за два дня до предложенной даты проверки из извещения. В этом случае предложенное потребителем время визита не может быть ранее 2 дней со дня, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней со дня, указанного в извещении о проведении проверки (пп. «б» п. 85 Правил № 354);
- УК (РСО, гарантирующий поставщик) приходит и проверяет ИПУ в «свою» дату (если потребитель не против) либо в предложенную потребителем;
- сразу (немедленно) после проверки составляется акт проверки приборов учета и правильности снятия их показаний (пп. «в» п. 85 Правил № 354). Если проверяющие заметили, что прибор учета, например, вскрыт или его показания «скручены», что на ИПУ нет пломб (а раньше - были), то составляется акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета (п. 81.11, п. 85.1 Правил № 354). А если проверяющие найдут «врезку» в общедомовую сеть в обход счетчика, то составят акт о выявлении несанкционированного подключения (п. 62, п. 85.1 Правил № 354);
- если потребитель не пустил проверяющих к себе в помещение, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт не составляется, если проверяющие узнают, что потребитель временно отсутствует в жилом помещении (пп. «г» п. 85 Правил № 354);
- если потребитель, после составления акта о недопуске, письменно пригласит проверяющих для проведения проверки, проверка должна быть проведена в течение 10 дней после такого приглашения (пп. «д» п. 85 Правил № 354).
Что должно быть в акте проверки (акте об отказе к допуску, актах о несанкционированном подключении/вмешательстве в работу ИПУ)?
Эти акты подписываются представителем УК (РСО, гарантирующего поставщика), проводившим проверку, и потребителем либо его представителем и включают следующие сведения (п. 85.1 Правил № 354):
1) дата, место, время составление акта;
2) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
3) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
4) подписи представителя УК (РСО, гарантирующего поставщика) и потребителя;
5) отметка об отказе потребителя от подписания акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
6) возражения (позиция) потребителя в связи с выявленным нарушением;
7) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Один экземпляр указанных актов передается потребителю, в том числе вручением или заказным письмом. Если акт составлялся гарантирующим поставщиком, а исполнителя коммунальной услуги при этом не было, то один экземпляр нужно направить исполнителю коммунальной услуги - для расчета платы за электроснабжение (п. 85.2 Правил № 354).
Последствия проверки: все хорошо
Если проверяющие удостоверятся, что прибор учета исправен, никто не вмешивался в его работу, а показания передаются аккуратно, то потребитель никаких последствий и не заметит.
Если ИПУ окажется в полном порядке, но обнаружатся значительные расхождения между теми показаниями ИПУ, которые передаются потребителем, и теми, которые "сняли" проверяющие, то стоимость коммунальной услуги будет пересчитана, поэтому сумма в платежке будет новой (п. 61 Правил № 354):
- перерасчет будет либо в пользу потребителя, если он передавал показания "с запасом" или, напротив, не передавал их вовсе и какое-то время оплачивает коммунальную услугу по нормативу, да еще и с повышающим коэффициентом;
- если потребитель систематически занижал показания ИПУ, то перерасчет, разумеется, будет не в его пользу.
Последствия проверки: потребитель не пустил к счетчику
Если потребитель отказался впускать к себе проверяющих для проверки ИПУ (о чем составлен акт), то у него есть «в запасе» еще три календарных месяца с даты составления акта, чтобы пригласить УК (РСО, гарантирующего поставщика) для проверки ИПУ.
Если он этого не сделает, то исполнитель коммунальной услуги (УК, РСО), начиная с 1-го числа месяца, в котором составлен акт об отказе в допуске к ИПУ («задним числом»), вправе рассчитывать размер платы за коммунальную услугу не по показаниям ИПУ, а по полуторному нормативу потребления коммунальных услуг на каждого проживающего в квартире (п. 85.3 Правил № 354).
Последствия проверки: обнаружена незаконная «врезка» в сеть
Если составлен акт о несанкционированном подключении к ВДИС, то потребителю будет доначислена огромная плата за коммунальную услугу (абз.2 п. 62 Правил № 354). Предполагается, что в описываемом случае потребитель использовал коммунальный ресурс все время несанкционированного подключения круглосуточно и на полную мощность. Поэтому проверяющие:
- определят мощность несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы), умножат её на 24 (столько полных часов в одних сутках) и на количество дней, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте, и до даты устранения несанкционированного подключения;
- если определить дату «врезки» невозможно, то за начало несанкционированного подключения примут дату проведения предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение;
- если нельзя определить мощность несанкционированно подключенного оборудования, до доначислять плату будут просто: возьмут десятикратный норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (абз. 3 п. 62 Правил № 354).
Последствия проверки: с ИПУ сорвана пломба
Если составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, причем сам пострадавший ИПУ установлен в таком помещении, доступ к которому есть только у потребителя, то ему будет доначислена внушительная плата за коммунальную услугу (абз.6 п. 81.11 Правил № 354):
- перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломбы, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца,
- перерасчет производится исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.