«Юный финансист»
« Назад28 июня 2023 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» по исполнению утвержденного ведомственного плана мероприятий на 2022-2023 годы по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, в МАДОУ Детский Сад № 61 Компенсирующего Вида г. Сыктывкара проведено мероприятие для старших дошкольников квест-игра по теме «Юный финансист». В мероприятии участвовало:
Всего приняли участие в мероприятии: 27 человек, из них: 25 детей и 3 взрослых детского сада № 61.
В соответствии с планом целью является содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Мероприятие проводилось в форме квест – игры по формированию у детей понимания основных экономических понятий через игровую деятельность.
Основные задачи мероприятия:
- закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках;
- развивать у детей сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования;
- формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
- воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
- доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
Ход игры:
Ведущий приветствует команды и зрителей.
Ведущий: Сегодня будут соревноваться между собой две команды. Ребята одной команды садитесь за один стол, придумайте название своей команды. Ребята второй команды садитесь за другой стол, и также придумайте название для своей команды.
Ведущий: Команды готовы?
Дети: Да!
Ведущий: Приступаем! Желаю успеха!
1раунд - Отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.
- Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка)
- Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются … (Товар)
- Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
- В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
- И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
- Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это? (Деньги)
- Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
- В каком магазине мы купим —
Мясо и рыбу, овощи, фрукты? (В продуктовом магазине)
- В каком магазине продают—
Мишек и кукол, заек и хрюшек? (В магазине игрушек)
- За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет..? (Кассир)
2 раунд - Отгадайте из какого мультфильма эти слова.
- Открой, Забава! Я теперь царь! Уговор дороже денег» (М/ф «Летучий корабль»)
- Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет(М/ф «Трое из Простоквашино»)
-Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая»)
-Безвозмездно — то есть даром. («Винни-Пух и все-все-все»)
- Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу… («Каникулы в Простоквашино»)
- не буду больше обманывать ребятишек, делайте со мной что хотите. (Приключения поросенка Фунтика)
3 раунд - «Доход и расход»
Ведущий: Следующий раунд посвящен доходам и расходам. Я начну, а вы закончите фразу. И по очереди мне отвечайте
- Мама получила зарплату…. (доход)
- Папа заболел… (расход)
- Выиграли приз…. (доход)
- Потерял телефон… (расход)
- Бабушка продала помидоры… (доход)
- Заплатили за квартиру… (расход)
- Нашли деньги…. (доход)
- Купили машинку… (расход)
Ведущий: Давайте с вами немножко отдохнем
Физкультминутка: «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
4 раунд - «Блиц – опрос».
1. Как называется здание, где хранятся деньги? (Банк)
2. Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши потребности называются…(Расходы)
3. Как называются металлические деньги? (Монеты)
4. Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек - это…(Доходы)
5. Как называются российские деньги? (рубли)
6. Что проверяют, не отходя от кассы? (деньги)
5 раунд – Сказка.
Ведущий: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.
Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло? ( Зарплата, пенсия, стипендия)
6 раунд – разложить выражения.
Ведущий: Нужно разложить выражения, которые соответствуют понятиям «Дорого» и «Дешево»:
- на вес золота; - за бесценок; - по божеской цене; - не подступиться; - задаром; - цена кусается; - не по карману; - по сходной цене; - влетит в копеечку; - за гроши.
7 раунд – Товар
Ведущий: Давайте вспомним. Что такое товар?
Дети: Товар - это то, что производится для продажи.
Ведущий: Команда №1 поднимает красные карточки, если слышит, что речь идет о товаре, команда №2 поднимает синие карточки, если слышит, что речь идет не о товаре:
- Фермер привез на рынок молоко (товар).
- Папа починил детям игрушку (не товар).
- Мама испекла пирог к празднику (не товар).
- Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
- Маша сварила варенье для друзей (не товар).
- На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
- Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).
- В издательстве напечатали много детских книг (товар).
8 раунд - «Услуги и товары»
Ведущий: Ребята, незнайка решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, он производит товар, или предоставляет услугу?
Ведущий уточняет, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Ведущий: Назовите, люди каких профессий производят товары:
пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач.
Ведущий: А сейчас давайте вспомним представители каких профессий которые предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец и т.д.
Ведущий: В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги.
Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия.
Например: Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
9 раунд - экономить
Ведущий: Дети, а экономить - это хорошо?
А как вы можете сэкономить и помочь родителям?
Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать.
Ведущий: Правильно, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
10 раунд - «Наоборот»
Покупатель - продавец
Покупка - продажа
Дорого - дешево
Доход - расход
Тратить - копить
Наличные - безналичные
Высокие (цены) - низкие (цены)
Ведущий: Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями и в награду за это вы получаете грамоты. А сегодня наша игра подошла к концу. Спасибо!
Дети показали отличные результаты в квест-игре. Они показали свои знания и умения. Повторили начальные навыки адаптации в мире финансов и расширили кругозор. Во время этого урока ребята еще раз показали, как важны при общении дружеские отношения.
Воспитанникам МАДОУ Детский Сад № 61 Компенсирующего Вида г. Сыктывкара за активное участие и отличные результаты в квест-игре по теме «Юный финансист», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» вручены грамоты.
Литература
- Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]
- Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/
- Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
- Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
- Г.П. Поварницина, Ю.А.Киселева «Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал».
- Интернет ресурсы.