Всемирный день рок-н-ролла
« НазадЛюбите музыку? Тогда у нас есть отличные новости! 13 апреля отмечается один из самых зажигательных, динамичных и драйвовых праздников — Всемирный день рок-н-ролла. Мы расскажем о том, как возник этот жанр и почему его чествуют именно в середине весны.
Зарождение
Многие исследователи склоняются к тому, что предшественником современного рока была именно кантри-музыка. Изначально она представляла собой творчество шотландских, ирландских и немецких музыкантов, поселившихся на востоке США. Ее родиной считаются многочисленные городки штатов Кентукки, Вирджиния, Северная Каролина и Теннесси.
Первые упоминания о кантри относятся к середине XIX века. Музыканты часто устраивали скромные вечеринки в небольших поселках и масштабные фестивали на городских площадях. Чаще всего они играли именно народные песни, которые передавались из поколения в поколение. Писать собственные мелодии и тексты считалось дурным тоном — если такое и случалось, исполнитель должен был извиниться перед публикой за свою гордыню.
Изначально у кантри не было строгих рамок. Однако к концу XIX века музыка стала обрастать стилистическими особенностями. Главной отличительной чертой было сочетание динамичного инструментального исполнения и лиричного вокала. К этой технике будут неоднократно возвращаться рок-музыканты следующего столетия.
Типичным инструментом кантри стала маленькая скрипка под названием фиддл. Секрет успеха был прост — ее было легко переносить на большие расстояния, а настройка перед концертом отнимала считанные минуты. Чуть позже музыканты стали использовать акустические гитары, банджо, мандолины, губные гармошки и даже контрабасы.
Интересно, что название жанра появилось лишь в 1920 годах, когда началось массовое тиражирование пластинок. Изначально его именовали «старинной музыкой» (old-time music), затем фольклором (folklore) и только потом кантри (country). Немалую роль в популяризации народных мелодий сыграла радиопередача «Старая Гранд-Опера», которая появилась в 1925 году. Ее успех вдохновил молодых исполнителей, которые начали экспериментировать и создавать собственные музыкальные жанры.
Ближе к современности
В 1940 годах появилось еще одно направление, которое повлияло на становление рок-н-ролла. Музыканты афроамериканского происхождения разбавили классический джаз быстрым битом, отрывистым вокалом и экзотическими мотивами. Полученный жанр долгое время оставался безымянным, но в 1947 году для него придумали название «ритм-энд-блюз».
В 1949 году певец Вайнони Харрис записал композицию All She Wants to Do Is Rock, где рок-н-ролл впервые упоминался в контексте музыки. Многие критики и рядовые слушатели были шокированы таким вольнодумством. Почему же? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит немного углубиться в историю термина.
Изначально выражение «рок-н-ролл» (Rock — покачиваться, Roll — крутиться) появилось в жаргоне американских и британских моряков. Именно так они называли поведение корабля, заходящего в мелководную гавань.
Но упомянутая выше песня все же принадлежала к ритм-энд-блюзу. Первой рок-н-ролльной композицией считается Rocket 88, записанная Айком Тернером и группой The Kings of Rhythm. Она была действительно новаторской — в ней жесткий гитарный дисторшн сочетался с мягким перебором фортепиано и мелодичным звучанием саксофона.
Вскоре после этого слово «рок-н-ролл» прочно приклеилось к новому жанру, сочетавшему в себе лихой задор кантри, динамику ритм-энд-блюза и уход от традиций, характерный для конца 1940 годов. Немалую роль в популяризации термина сыграл известный диск-жокей Алан Фрид, который часто включал новаторские композиции для своих слушателей.
Пик популярности
В начале 1950 годов рок-н-ролл все еще считался уделом немногочисленных бунтарей от музыки. Однако многие исполнители видели в этом жанре огромную перспективу. Поэтому зажигательные ритмы уже вскоре зазвучали в композициях джазменов и кантри-певцов, в том числе знаменитых Фэтса Домино и Билла Хэйли.
Именно последнего стоит благодарить за грядущий праздник. В ночь с 12 на 13 апреля 1954 года он записал свою песню Rock around the clock, которая впоследствии стала настоящим хитом и познакомила весь мир с рок-н-роллом. Она дважды вошла в книгу рекордов Гиннесса — как самая популярная композиция своего жанра в чартах и самый продаваемый сингл. Песню использовали в качестве музыкальной заставки для фильма «Школьные джунгли», что сделало ее символом бунтарского духа молодежи.
У Билла Хэйли было много последователей, но самым знаменитым из них стал Элвис Пресли. Красавец покорил публику своим лиричным баритоном, неповторимым стилем одежды и необычайно раскованным поведением на сцене. Уже спустя четыре года после начала выступлений его назвали «Королем рок-н-ролла».
Элвис действительно был достоин этого титула. Его считают основателем нового жанра — рокабилли, который сочетал ненавязчивые джазовые ритмы с тяжелыми басовыми партиями и обилием духовых инструментов. Он выпустил более 150 альбомов, получивших в США золотой или платиновый статус. Пластинки певца были проданы тиражом более одного миллиарда экземпляров.
Настоящим пиком популярности рок-н-ролла стал 1957 год. На сцене появились такие знаменитые исполнители, как Бадди Холли, Джерри Ли Льюис, Эдди Кокран и Карл Перкинс. Мир также узнал названия коллективов The Platters, The Treniers и Deep River Boys. А композиция Линка Рея Rumble дала начало сразу нескольким жанрам, в которых акцент делался на тяжелые гитарные партии, в том числе и хард-рок.
Закат и возрождение
Уже в конце 1950 годов интерес к рок-н-роллу начал угасать. Обилие похожих композиций приелось публике, которая хотела новизны и драйва. К рассвету следующего десятилетия популярность жанра устремилась вниз. Элвис Пресли отправился в армию, Чак Берри был приговорен к тюремному заключению, а Бадди Холли погиб в авиакатастрофе. Утратив самых ярких звезд, сцена практически опустела.
Но американский рок-н-ролл послужил импульсом для музыкальной революции в Европе. В 1962 году мир познакомился с квартетом The Rolling Stones, а в 1963 году — с легендарной «ливерпульской четверкой» The Beatles. Оба коллектива начинали с ритм-энд-блюза и рокабилли, но постепенно нашли собственное звучание. Их жанры называют психоделическим роком и британским битом соответственно.
Рок-н-ролл также дал старт субкультуре панка. Ее представители протестовали против социальных устоев, традиционной морали, капиталистических ценностей и культа насилия. Они вдохновлялись «грязным» звучанием и грубым кричащим вокалом таких групп, как Sex Pistols, Velvet Underground и The Ramones. Именно панк-музыкант Игги Поп начал прыгать со сцены в толпу зрителей и «путешествовать» по их рукам.
Рок-н-ролл слушали и в СССР — для него не стал помехой даже «железный занавес». Первые композиции The Beatles, Элвиса Пресли и Билла Хэйли записывали на пленке от старых рентгеновских снимков — их шутливо называли «музыкой на костях». Однако жанр долгое время считался запретным — официальное признание к нему пришло лишь в середине 1970 годов, когда фирма «Мелодия» начала массово тиражировать пластинки зарубежных исполнителей.
Собственная рок-н-ролльная сцена образовалась в СССР достаточно поздно. Лишь в начале 1980 годов появились коллективы «Секрет», «Браво», «Зоопарк» и «Мистер Твистер». Считается также, что именно в этой среде выросли знаменитые группы «Кино», «Алиса», «Аквариум» и «Наутилус Помпилиус». Пик славы советского рок-н-ролла был таким же ярким и коротким, как история жанра в США — уже к началу 1990 многие исполнители перешли к более мрачному хард-року.
Как отметить?
Что же делать в день рок-н-ролла? Мы предлагаем встретить этот праздник в компании любимых исполнителей, предварительно составив идеальный плей-лист. А самые талантливые могут сыграть вместе со звездами рок-н-ролла, взяв в руки гитару или положив пальцы на клавиши синтезатора.