Помощь в адаптации к учебной деятельности
« НазадСентябрь — волнительный и радостный месяц, как для учеников, так и для их родителей. Но нагрузка на детский организм стала снова выше, больше материалов для изучения, больше способов изучения, больше различных дополнительных секций. И тут надо понимать родителям и детям, что меняющийся, прогрессирующий мир требует от себя уже иного отношения и иной подготовки. На что нужно обратить внимание родителей впервые учебные дни и как помочь ребенку привыкнуть к новому статусу?
Равномерное увеличение нагрузки
Все правильно, как и в спорте, так и в умственном труде, необходим плавный переход от лёгких нагрузок к тем, которые требуют более умственного труда. В школах на этом принципе равномерности строиться учебный план недели, где в понедельник у школьников не сильно загружен, так как начинается учебная неделя и под конец недели нагрузка так же спадает. Все это рассчитывается школьной администрацией согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". В данном нормативном документе прописывается в «шкале трудности учебных предметов» сколько баллов за различные предметы в школе занимаю, так называемые баллы за трудность.
Всё это создано и реализуется с целью профилактики детского умственного и физического переутомления. Переутомление - крайняя усталость, ослабление деятельности организма вследствие чрезмерно напряженной или продолжительной работы. Это состояние в современном обществе встречается часто, и является актуальной проблемой. Если физическое переутомление развивается постепенно и для его устранения достаточно хорошо отдохнуть, выспаться, принять ванну или сделать массаж, то переутомление от умственной работы часто наступает незаметно для человека, и требует больше времени и сил для устранения. Именно умственное переутомление создаёт предпосылки к развитию нервных, психосоматических и других острых и хронических заболеваний.
Различают три стадии переутомления. Для первой стадии характерны нечастые нарушения сна, выражающиеся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Очень часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже - снижение работоспособности.
На второй стадии происходит снижение физической работоспособности. Появляется апатия, вялость, сонливость, повышенная раздражительность, снижение аппетита. Многие люди жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу.
Во время третьей стадии прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным с частыми сновидениями нередко с кошмарами. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил. Часто человек на этой стадии имеет характерный внешний вид: бледный цвет лица, впавшие глаза, синеватый цвет губ и синева под глазами, масса тела падает. Имеет место повышенная потливость.
Поэтому, когда занятия в школе уже начались, не забывать:
Ребенок только начинает учебную деятельность, не загружайте в первые две недели его дополнительными занятиями, не тащите его сразу в несколько кружков.
Обучающийся ребенок должен высыпаться, помните о режиме дня. 9 часов ночного сна обязателен для учащегося начальной и средней школы. Ведь дети с правильным режимом сна более сконцентрированы на уроках, лучше запоминают материал и меньше утомляются. Еще это необходимо потому, что гормон роста начинает вырабатываться примерно в половине первого ночи, при условии, если ребенок ляжет спать не позднее девяти вечера. Если ребенок ложится спать очень поздно, у него остается меньше времени на выработку этого гормона, что серьезно влияет на его рост.
Меняйте ребенку деятельность. Он обязательно должен пребывать на свежем воздухе, не менее 3-4 часов в день. Спорт – это хорошо. Но изнуряющие тренировки в начале учебного года опасны потерей энергии и развитием переутомления. Закаливайте ребенка. Часто проветривайте его комнату. Следите за его личной гигиеной.
Обучающийся ребенок всегда должен завтракать. Питание должно быть разнообразным и сбалансированным, а главное – регулярным.
Интересуйтесь состояние психоэмоциональным и физическим, при этом стараясь вместе с ребёнком ответить на вопрос, почему же так получилось, как это исправить и предотвратить впредь.
Психологический настрой
Школьникам нравится вернуться в школу и получить этот статус впервые, а если нет то вам необходимо выслушать ребёнка и постараться вместе с ним найти положительные моменты, например, измените восприятие, пусть школа станет показателем собственной зрелости. А так же красивая форма, школьные принадлежности, а также перспектива найти новых друзей или снова увидеть старых и получать только хорошие оценки.
Однако школа — это еще и новые обязанности, жесткая дисциплина и ощутимые нагрузки, в первую очередь, интеллектуальные и психологические. Поэтому очень часто удовольствие от посещения образовательного учреждения вскоре сменяется усталостью и нежеланием туда ходить. В особенности это касается гиперактивных и астеничных детей. Основные причины такого состояния — ранние подъемы и обстановка в учебном заведении: шум на переменах, большое количество людей и информации. Для таких детей важно подобрать оптимальный режим нагрузок и отдыха. Их не рекомендуется оставлять в группе продленного дня, перегружать секциями и кружками или слишком яркими эмоциональными событиями. После занятий им необходим отдых и спокойная прогулка. Домашняя обстановка как в физическом, так и в эмоционально-психическом плане должна быть максимально щадящая в эти первые учебные недели.
Помощь в социализации ребенка
Первые школьные дни (особенно это касается первоклассников и учащихся которые сменили учебное заведение) — хороший период для того, чтобы найти новых друзей. Постарайтесь не забирать ребенка сразу после уроков, лучше останьтесь и погуляйте вместе с ним на школьном дворе. Так ему будет проще присоединиться к компании одноклассников, а вы сможете присмотреться к ребятам и познакомиться с родителями.
Важно, чтобы взрослые транслировали спокойную уверенность («у тебя все хорошо, ты справишься»), поддержку («мы рядом и готовы помочь»). Также им нужно доносить мысль, что учебный процесс и социальные связи с новыми и старыми друзьями и одноклассниками не бывает без ошибок и трудностей, но все они преодолимы. Наблюдая, как ребенок выполняет задания, родителям следует понять, что именно вызывает у него сложности. И если их не получится преодолеть собственными силами, проблему лучше обсудить с учителем или психологом.
Равномерность, желание, психо-эмоциональное равновесие и умение строить социальные связи это базовые программы для успешного развития вашего ребёнка.