Покупка и изготовление мебели на заказ: в чём разница?
« НазадМебель — важная составляющая часть интерьера, несущая как эстетическое, так и практическое значение. В настоящее время мебель можно приобрести в готовом виде или заказать. В последнем случае у потребителя больше возможностей в максимальной степени учесть свои вкусовые предпочтения, требуемые размеры (особенно нестандартные). Таким образом, приобрести мебель можно как по договору купли-продажи, так и по договору бытового подряда. В данной статье разберём разницу между двумя договорами, при этом оставляя выбор за потребителем.
1. Срок исполнения договора и последствия его нарушения. Получить мебель по договору купли-продажи можно как непосредственно в момент совершения сделки (обычно это товар небольших размеров), так и с условием предварительной оплаты. В последнем случае должен быть в обязательном порядке указан срок доставки товара. В случае нарушения срока доставки предварительно оплаченного товара покупатель на основании п. 3 ст. 23.1. Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя» (далее — Закон) имеет право взыскать с продавца неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки, но не более общей суммы предварительной оплаты товара. В случае нарушения срока изготовления мебели по договору бытового подряда потребитель имеет право на неустойку в размере трёх процентов цены выполнения работы за каждый день просрочки либо этапа её выполнения (п. 5 ст. 28 Закона). Максимальный размер неустойки также ограничен общей стоимостью заказа. При этом если в договоре указан меньший размер неустойки, данное условие следует считать ничтожным и руководствоваться положениями Закона, а не договора.
2. Отказ от качественного товара либо его обмен. В случае покупки качественной мебели потребитель имеет право на её обмен в течение четырнадцати дней при условии сохранения товарного вида, потребительский свойств, упаковки, заводских бирок и ярлыков, а также чека в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона. Возврат денежных средств производится только при отсутствии подходящего товара в течение трёх дней со дня возврата товара (п. 2 ст. 25 Закона). Исключение составляют мебельные гарнитуры бытового назначения (п. 8 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463). Если товар приобретался дистанционно (через Интернет либо после изучения каталогов, буклетов, фотоснимков, проспектов без возможности непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом), отказаться от товара можно в любой момент до его доставки либо в течение семи дней после доставки (при отсутствии информации о способах и сроках возврата данный срок продляется до трёх месяцев) при условии возмещения потребителем продавцу расходов на доставку товара от потребителя (п. 4 ст. 26.1 Закона). Если мебель изготавливается на основании договора о выполнении работ, потребитель вправе отказаться от его исполнения в любой момент до того, как результаты работ им приняты, возместив при этом исполнителю фактически понесённые им расходы (ст. 32 Закона). Данные расходы должны подтверждаться соответствующими документами (например, товарными накладными на материалы).
3. Права потребителя при обнаружении недостатков. При обнаружении недостатков товара (то если в случае приобретения мебели по договору купли-продажи) покупатель имеет право на основании п. 1 ст. 18 Закона потребовать:
-обменять товар на аналогичный или товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
-соответствующего уменьшения покупной цены;
-незамедлительного устранения недостатков либо возмещения расходов на устранение недостатков своими силами либо третьим лицом;
-принять отказ от исполнения договора купли-продажи и произвести возврат оплаченных за товар денежных средств.
При обнаружении недостатков мебели, изготовленной на заказ (по договору бытового подряда/договору на выполнение работ) потребитель, руководствуясь п. 1 ст. 29 Закона, вправе по своему выбору потребовать:
-безвозмездного устранения недостатков выполненной работы;
-соответствующего уменьшения цены выполненной работы;
-безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.
Понять, какой из этих двух видов договора Вам предлагают заключить, можно исходя из самого наименования договора, а также предмета (указывается непосредственно наименование мебели либо изготовление мебели). В случае изготовления мебели, отличающейся от стандартных образцов, следует также составить приложение к договору, отражающее специфику Вашего заказа (цвет, размер, наименование фурнитуры и т.д.).
При нарушении Ваших прав вне зависимости от правовой природы договора необходимо обратиться к продавцу либо изготовителю (производителю, импортёру, официальному представителю) с письменной претензией с указанием причины обращения (выявленный недостаток, нарушение срока исполнения договора), а также желаемого способа защиты права. Претензия вручается под роспись сотруднику магазина (исполнителя) либо направляется заказным письмом по юридическому адресу продавца (исполнителя, изготовителя). В случае необоснованного отказа либо при отсутствии ответа необходимо обращаться в суд.