Когда необходимо проводить экспертизу товара.
« НазадПокупка некачественного товара - ситуация, в которой может оказаться каждый. Ни солидный бренд, ни высокая цена, ни приобретение в фирменном магазине не гарантируют от проявления производственного брака или иного скрытого дефекта. Проявление дефекта возможно после некоторого времени, когда товар уже был в использовании. Установить причину возникновения дефекта - производственного или образовавшегося в процессе эксплуатации - призвана экспертиза.
Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и, в случае необходимости, провести проверку качества товара. Однако нередко продавец отказывается принимать такой товар и возвращать деньги, ссылаясь на то, что дефекты незначительны или были получены не по вине магазина. Все эти факты, конечно, нужно устанавливать и доказывать права на обмен или возврат. Именно для этого и проводится экспертиза товара.
Экспертиза товара – это компетентное исследование качественных показателей товара, с целью получения достоверных ответов на поставленные вопросы перед экспертом-товароведом, которое довольно часто проводится для того, чтобы определить причину возникновения выявленных либо скрытых дефектов в товаре.
Экспертиза товара производится экспертом, который имеет право на проведение подобной экспертизы, например, сертификат эксперта. Это могут быть как государственные учреждения, так и юридические лица и даже индивидуальные предприниматели.
Отличие проверки качества товара от экспертизы заключается в том, что проверка качества проводится уполномоченными работниками магазина или сервисного центра, а экспертиза товара проводится квалифицированными экспертами в независимой экспертной организации.
Законодательством предусмотрено право потребителя присутствовать при проведении экспертизы. При этом продавец должен сообщить потребителю дату, время и место проведения экспертизы заранее. У потребителя есть возможность не просто наблюдать за процессом, чтобы убедиться в его законности, но и принимать в нем некоторое участие. Потребителю разрешается задавать дополнительные вопросы и даже делать замечания, которые обязательно в итоге будут внесены в заключительный акт исследования. Если в результате экспертизы товара, организованной за счет продавца, будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Аналогично, продавец должен возместить потребителю расходы за проведение экспертизы, если экспертиза установит, что недостатки в товаре возникли не по вине потребителя.
На основании результатов проведенной экспертизы составляется письменное заключение, копии которого передаются заинтересованным сторонам. Оно содержит в себе все необходимые сведения об участниках, товаре, дефектах, которые обнаружены, а также отражает все вопросы, поставленные перед специалистом, и замечания, сделанные покупателем и продавцом. Кроме того, есть часть с выводом от эксперта, где он точно указывает, есть недостаток товара или нет, как он был получен, а также ответы на иные стоящие перед ним вопросы. Такой документ станет прямым доказательством в случае, когда спор доходит до судебной инстанции.
В случае если потребитель не согласен с результатами экспертизы, он имеет право провести независимую экспертизу, обратившись за свой счет в другую организацию, имеющую право на проведение экспертизы, при этом сообщив продавцу о месте и времени проведения экспертизы.
Помните, что экспертиза является действенным способом по восстановлению нарушенного права потребителя.