Для слабовидящих
Настройки для слабовидящих
Размер шрифта
Цвет сайта
Межстрочный интервал
Межбуквенный интервал
Изображения сайта
Начертание шрифта
Главная / Новости / Катание на тюбингах: правовое регулирование, рекомендации по безопасности

Катание на тюбингах: правовое регулирование, рекомендации по безопасности

« Назад

25.02.2024 12:00

katanie_na_tyubingah.jpg

Многие предпочитают использовать выходные для зимних развлечений на свежем воздухе, и катание на сноутюбингах – надувных санях (тюбингах, "ватрушках") по праву входит в топ самых распространенных развлечений россиян. 

У кого специального инвентаря нет, смогут взять его за плату в прокатных пунктах. 

Но не стоит забывать, что безобидное, на первый взгляд, развлечение при несоблюдении мер безопасности может оказаться не в радость, а в тягость. 
Для того, чтобы обезопасить себя и своих близких и не омрачить выходные травмами или более серьезными неприятностями, предлагаем вспомнить не только предписания по мерам безопасности при пользовании тюбингами, закрепленные в нормах права, но и рекомендации, которые ежегодно дают следственные органы в преддверии или непосредственно в период зимних забав. Нелишним будет проанализировать и имеющуюся судебную практику по делам, связанным с возмещением вреда, причиненного здоровью граждан в результате катания на тюбингах, а также дела, связанные с нарушениями при организации такого зимнего развлечения. 

Несмотря на то что тюбинги давно и широко распространены в качестве одного из видов спортивно-развлекательного инвентаря, самостоятельного правового регулирования правил их эксплуатации действующее законодательство не устанавливает. Отдельные упоминания можно встретить в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 55881-2016 "Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов", утв. Приказом Росстандарта от 15 августа 2016 г. № 907-ст (далее – ГОСТ 55881-2016). Там под тюбингом понимаются надувные сани (тюбы) (п. 3.28 ГОСТ Р 55881-2016). Указано, что зоны трасс тюбинга должны выбираться и обустраиваться с учетом требований безопасности, доступности и наличия необходимой развлекательной инфраструктуры как для детей, так и для взрослых (п. Е.4.2 Организационного обеспечения оказания услуг на горнолыжных туристских трассах, Приложение Е). 

В ГОСТ 55881-2016 закреплены типовые правила поведения и катания в сноу-парке, в том числе на тюбингах, но они носят рекомендательный характер (Приложение К). В частности, упоминаются ограничения на катание на сноутюбинге более чем по одному человеку, на катание на тюбинговых трассах на санях, ледянках, снегокатах и других приспособлениях, имеющих жесткие каркасы и края. Уточняется, что катание на сноутюбинге допускается только на специально подготовленном склоне. 

Что касается правил безопасности, которые должны соблюдать непосредственно катающиеся, то они включают не только запрет на катание в нетрезвом состоянии и катание вдвоем, но и на нахождение на трассе с животными, на сцепление тюбингов между собой во время катания. При этом указано, что клиент должен самостоятельно оценивать свое физическое (здоровье, хронические заболевания) и эмоциональное состояние при принятии решения покататься на сноутюбинге (ватрушке). "Клиент, осведомленный о риске получения травмы, а также о риске причинения травмы третьим лицам, находясь в трезвом рассудке, добровольно соглашается на катание и принимает на себя обязательства по соблюдению всех инструкций и правил безопасности", – отмечается в тексте приложения к ГОСТ. В нем содержатся также отдельные рекомендации, касающиеся спуска и действий в зоне выката.

Если же тюбинговые трассы и горки по документации числятся как аттракционы, то на них распространяются требования, установленные в Межгосударственном стандарте ГОСТ 33807-2016 "Безопасность аттракционов. Общие требования", введенном в действие Приказом Росстандарта от 31 октября 2016 г. № 1539-ст 71769496.

Термин "тюбинги" упоминается также в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р – в контексте определения понятия "горнолыжный комплекс". Там он применяется в значении одного из видов спортивно-развлекательного инвентаря наряду с горными лыжами, сноубордами и санками. 

Нередко в судебных решениях тоже расшифровывается понятие "тюбинг" – как правило, суды определяют его как надувные санки-камеры в чехле с усиленным дном и ручками (Определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 г. по делу № 8Г-1041/2022[88-3502/2022]). 

Ежегодно в преддверии зимнего периода на сайтах региональных следственных комитетов появляются предупреждения об опасностях при организации активного зимнего отдыха. Они касаются, в том числе и катания на тюбингах. Анализ информационных сообщений следственных органов позволяет сформировать список наиболее распространенных опасностей, которые могут подстерегать любителей прокатиться с ветерком. 

В их числе следующие: 

  • столкновение с различными препятствиями – деревом, кустарником, столбом, металлической опорой канатной дороги, автомобилем и т. п.;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • переворот тюбинга;
  • столкновение с другими посетителями и т. п. 

Как правило, травмирования не избежать и в случае катания на тюбинге, буксируемом автомобилем. При таком способе малейшее изменение хода движения машины грозит столкновением тюбинга или с деревом на обочине, или с автомобилем, проезжающим по встречной полосе, а при торможении – и с машиной, к которой прикреплен тюбинг. Опасности несет и катание вблизи транспортных магистралей, железнодорожных путей и водоемов, поверхность которых может быть обманчива. 

Отметим, на практике чаще всего случаи травмирования наблюдаются при катании в местах, специально не организованных для этого, а иногда – и при прямом игнорировании имеющихся на территории запрещающих катание знаков. Это говорит о том, что людям редко удается объективно оценить уровень безопасности того или иного места для катания, поэтому целесообразно выбирать специально оборудованные места. 

Как уже упоминалось, некоторые советы по безопасности пользования тюбингами содержатся в ГОСТ 55881-2016. В частности, предусмотрено, что посетители должны быть предельно внимательными – например, смотреть по сторонам, дабы убедиться в том, что можно начать или продолжить движение после остановки, не подвергая опасности себя и окружающих. В случае падения рекомендуется как можно быстрее подняться и продолжить движение, либо переместиться к краю трассы, также посетителей призывают внимательно следить за знаками и ограждениями. 

Там же указано, что: 

  • не допускается катание на санках (будь то металлические, пластмассовые или деревянные) на трассах для тюбингов;
  • при опасном катании или катании с нарушением правил поведения администрация вправе удалить посетителя;
  • при возникновении несчастных случаев свидетель или участник происшествия обязаны сообщить об этом обслуживающему персоналу;
  • категорически запрещается курить, приносить и распивать алкогольные напитки;
  • администрация не несет ответственности за травмы и повреждения, полученные посетителями в процессе катания;
  • администрация не несет ответственности за повреждения снаряжения и иного имущества посетителей, полученные в процессе катания;
  • возмещение причиненного вреда осуществляется в установленном порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Отдельный раздел посвящен правилам катания на "ватрушках" в снежном парке. В нем продублирован запрет на катание на сноутюбинге более чем по одному человеку. Прописано, что в принципе катание разрешается только на специально подготовленном склоне. Перед спуском посетители должны быть ознакомлены с правилами катания и информационными стендами. Согласно рекомендациям спуск можно начинать при отсутствии других людей на трассе, совершать его нужно только в положении сидя, с выпрямленными и высоко поднятыми ногами, крепко держась за ручки на сноутюбинге. Во время катания необходимо держаться за ручки на тюбинге, поводок с кольцом должен находиться во внутреннем отверстии тюбинга. Тормозить, создавая помехи во время спуска, недопустимо.

Указаны и весовые ограничения – тюбинг для взрослых рассчитан на массу не более 120 кг, большая масса может привести к несчастному случаю. Детям до 12 лет разрешается кататься только в присутствии родителей или лиц, за них ответственных, а наличие шлемов во время катания для детей до 14 лет является обязательным.

Кроме того, запрещается пеший выход на трассу, а в случае падения или остановки рекомендуется как можно быстрее освободить трассу. Останавливаться для отдыха или просмотра трассы разрешается только в стороне от нее за оградительной сеткой. Конкретизированы также действия в зоне выката (нижняя часть трассы): запрещается тормозить ногами или руками до полной остановки сноутюбинга; разрешается вставать только после полной остановки тюбинга; по окончании движения нужно незамедлительно встать и покинуть зону выката в направлении подъемника; запрещается создавать помехи другим клиентам, задерживаться в зоне выката, оставлять сноутюбинг и другой инвентарь в этой зоне, поворачиваться спиной к трассе. Что касается пеших передвижений, то осуществлять подъем пешком или на лыжах по трассе тоже нельзя – пешее передвижение допускается только в направлении от трассы к подъемнику.

"Клиент, осведомленный о риске получения травмы, а также о риске причинения травмы третьим лицам, находясь в трезвом рассудке, добровольно соглашается на катание и принимает на себя обязательства по соблюдению всех инструкций и правил безопасности", – подчеркивается в тексте ГОСТ 55881-2016.

Отметим, неознакомление с правилами пользования тюбингом на специально организованных тюбинговых трассах может быть чревато и для ответственной организации – ее могут оштрафовать за нарушение правил организации опасного развлечения, и для самих катающихся, ведь именно в этом документе должны содержаться меры безопасности, которые необходимо соблюдать при спуске, включая максимальную нагрузку на тюбинг, возможность катания вместе с детьми и т. д. (Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 августа 2015 г. по делу № 33-11592/2015).

Отметим, перечисленные правила касаются только специально оборудованных тюбинговых трасс, входящих в состав горнолыжных комплексов, и носят рекомендательный характер. Организаторы самостоятельных тюбинговых трасс в своих локальных документах могут значительно расширять перечень предъявляемых к клиентам требований по соблюдению мер безопасности.

В свою очередь, в информационных сообщениях региональных следственных управлений содержатся советы относительно ознакомления с местностью перед катанием – стоит убедиться в надежности горки и спуска, в том числе проверить, нет ли рядом с ними деревьев, столбов уличного освещения или забора. Не лишним будет заранее обсудить правила безопасности с детьми. Власти еще раз напоминают, что нельзя привязывать санки, ледянки, тюбинги и подобные им средства, предназначенные для катания с горок, к транспортным средствам, так как это опасно для жизни.

Несмотря на то что использование тюбингов детально не урегулировано на уровне федерального законодательства, в случае несоблюдения установленных правил их эксплуатации к нарушителям могут применить нормы КоАП РФ – в частности, санкции ст. 9.1 КоАП РФ. В рамках этой статьи нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2-3 тыс. руб., на должностных лиц – 20-30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до года, на юридических лиц – 200-300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В частности, речь идет о нарушении отдельных норм Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" – например, в части обязанностей по обеспечению: проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; диагностики, испытания, освидетельствования таких сооружений и устройств в установленные сроки и по предписанию контролирующих органов. В том же законе имеются указания на необходимость организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (п. 1 ст. 11 Закона № 116-ФЗ). Несоблюдение сопутствующих этому закону нормативных актов – например, Правил безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров, утв. Приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 г. № 441, и Постановления Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" – тоже чревато административными санкциями.

Факты нарушений могут выявить в ходе проведения прокурорской проверки.

Например, в Саратовской области в результате 10-дневной проверки законодательства в сфере оказания туристическо-развлекательных услуг, в том числе, при организации услуг, связанных со спуском со склонов с использованием тюбингов, были зафиксированы многочисленные нарушения со стороны загородной туристической базы. Так, обнаружены многочисленные нарушения эксплуатации канатной дороги для катания на тюбинге – например, на момент проверки в зоне посадки посетителей отсутствовали указатели, а в зоне высадки – информационные знаки, на шкивах канатных дорог, у которых зажимы проходят вокруг шкивов, отсутствовали приспособления от схода каната. Недочеты имелись и в документации – не были представлены ни акт о возможности ввода в эксплуатацию безопорной буксировочной канатной дороги, ни сведения о регистрация опасного производственного объекта, в состав которого входит такая канатная дорога, ни сведения о проведении страхования такого опасного производственного объекта. Проверяющие не увидели также документов о назначении ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации канатной дороги, за исправное состояние и безопасную эксплуатацию канатной дороги и т. п. Документального подтверждения проведения периодических осмотров, технического обслуживания, ремонтов самостоятельно или с привлечением специализированной организации тоже не было.

Эти нарушения были подтверждены не только протоколом осмотра места происшествия с фототаблицами и видеофайлами, но и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки, решением о проведении проверки, сообщением, выпиской из ЕГРЮЛ, документацией по буксировочной канатной дороге, правилами поведения при катании на тюбинге, приказом о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание канатной дороги, должностной инструкцией директора, журналами ежедневного, еженедельного и ежемесячного осмотров канатной дороги.

По итогам проверки организации был назначен штраф по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере 200 тыс. руб. Но организация не согласилась с таким решением и попробовала обжаловать его в суде. Однако это ей не удалось – суд исследовал все представленные материалы и в отсутствии доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, заключил, что вынесенные в отношении туристической базы санкции вполне обоснованны (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 г. по делу № 16-9022/2022).

Но не всегда предпринимателей могут оштрафовать за нарушения. Например, в Екатеринбурге региональное управление Росстандарта провело внеплановую выездную проверку по вопросу соблюдения требований технических регламентов в отношении спортивного комплекса, который являлся исполнителем-эксплуатантом аттракциона-спуска – трассы для катания на тюбингах. В результате проверки были зафиксированы нарушения требований ГОСТ Р 53130-2008, например, в части отсутствия: на табличках для посетителей необходимой информации; оценки действующих на пассажиров ускорений и анализ уклона каналов спуска, а также анализа дополнительных рисков, связанных с использованием аттракциона; в эксплуатационных документах ограничений, связанных с изменением погодных условий, информации о ежедневном контроле погодных условий; формуляра, содержащего точную идентификацию аттракциона, требования к фундаменту или площадке основания и ограничения по снеговой нагрузке; минимально необходимого состава эксплуатационных документов – формуляра, обоснования безопасности, руководства по эксплуатации на аттракцион; информации о регулярном контроле состояния грунта после возведения аттракциона.

 По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 300 тыс. руб. Также выдано предписания об устранении выявленных нарушений. Но компании удалось обжаловать предписание о назначении штрафа, доказав, что трасса для катания на тюбингах не является аттракционом, а относится к горно-туристическому комплексу, а значит, на нее не распространялись требования действовавшего на тот период ГОСТ Р 53130-2008 (Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июля 2015 г. по делу № А71-5612/2015, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2015 г. № 17АП-12449/15 60986506, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2016 г. № Ф09-11653/15 по делу № А71-5612/2015).

 

Источник: ГАРАНТ.РУ