Дистанционный способ продажи товаров
« НазадПродажа дистанционным способом основана на использовании телевизионной, почтовой, электронной связи (то есть товары покупают через телевизионные магазины, интернет-магазины, по каталогам, приходящим по почте, а также всеми иными способами, исключающими непосредственное их изучение).
Дистанционный способ продажи регламентируется законодательством, а именно - статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и «Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463.
Законом предусмотрено, что продавец обязан до заключения договора довести до покупателя информацию:
- о потребительских свойствах товара;
- о своем полном наименовании и адресе (местонахождении);
- о месте производства товара и наименовании изготовителя;
- об условиях покупки (оферте);
- об условиях приобретения, цене, доставке и порядке оплаты товара;
- о гарантийном сроке на товар;
- о форме и способах направления претензий;
- о периоде, в который действительно предложение о заключении договора.
В момент доставки товара потребителю должна быть предоставлена письменная информация о данном товаре, а также информация о том, как и в какие сроки, товар можно вернуть.
Согласно «Правилам продажи товаров при дистанционном способе продажи по договору розничной купли-продажи», договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
После того, как потребителем заявлено согласие о приобретении товара, а продавцом подтвержден заказ, продавец не вправе изменять условия договора.
Срок передачи товара обычно оговаривается в договоре купли-продажи. Если в нем данный срок не определен и отсутствует возможность его определить, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.
За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю, продавец несет ответственность. Если товар был оплачен предварительно, то за каждый день просрочки доставки продавец уплачивает потребителю неустойку в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Доставленный товар передается покупателю по указанному им адресу, а при отсутствии покупателя – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное подтверждение заключения договора купли-продажи. Продавец может поручить доставку товара третьим лицам – курьерам, почтовой службе, специальной службе доставки. В случае если доставка не была осуществлена по вине самого покупателя, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях предусмотренных договором купли-продажи.
Потребитель имеет право отказаться от товара надлежащего качества:
- до его передачи – в любое время;
- после передачи товара – в течение 7 дней;
- если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент его доставки, то в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Следует отметить, что возврат товара надлежащего качества возможен лишь в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя чека не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Существуют некоторые ограничения при возврате товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом. Так, покупатель не вправе отказаться от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (например, футболка с именной надписью, часы с гравировкой и т.п.).
В случае возврата товара потребителю придется оплатить расходы, которые понесет продавец при доставке покупки от потребителя. При желании покупатель может избежать этих трат, заранее оговорив с продавцом возможность самостоятельного возврата товара в место нахождения продавца.
Срок возврата уплаченной за товар суммы равняется 10 дням. Возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:
- наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
- почтовым переводом;
- путем перечисления соответствующей суммы на указанный банковский или иной счет покупателя.
Расходы за осуществление вышеуказанных действий несет продавец. За нарушение сроков возврата уплаченной за товар суммы продавца можно привлечь к ответственности по ст. 395 Гражданского кодекса РФ за неправомерное использование чужих денежных средств.
В случае, если доставленный по заказу потребителя товар, оказался ненадлежащего качества, то права потребителя и алгоритм действий по их реализации ничем не отличается от того, как если бы товар был приобретен в обычном магазине традиционным способом.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников сети интернет.