Согласно положениям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) покупатель в течение 14 дней, не считая дня покупки, имеет право обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру и комплектации.
Аналогичный товар – это товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики близкие к характеристикам другого товара.
Законодательством предусмотрены условия, соблюдение которых обязательно при обмене товара надлежащего качества, а именно:
Необходимо заметить, что отсутствие товарного или кассового чека не лишает возможности покупателя ссылаться на свидетельские показания.
Кроме того, законом установлено, что в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. И требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Однако вернуть можно не каждый товар надлежащего качества. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. К ним относятся:
Разумеется, вышеуказанный перечень не распространяется на некачественный товар, который потребитель имеет право вернуть или обменять при наличии производственного брака.
Приобретая такой товар, покупатель должен четко для себя решить, что данный товар действительно ему нужен. Обменять или вернуть уплаченные денежные средства покупатель сможет лишь в том случае, если в данном товаре в период гарантийного срока обнаружатся существенные недостатки, наличие которых сможет определить только экспертиза вышедшего из строя товара, в противном случае продавец правомерно откажет покупателю в обмене товара. Также следует помнить, что если покупка перестала функционировать по своему прямому назначению, покупатель имеет право в период гарантийного срока, а если гарантийный срок не установлен, то в течение двух лет со дня покупки, предъявлять претензии продавцу и требовать по своему выбору:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на аналогичный товар;
- замены на такой же товар с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Покупатель также имеет право возвратить продавцу товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Что касается товаров, купленных дистанционным способом (через сеть Интернет, по почте и т.д.), то в данном случае покупатель вправе отказаться от товара надлежащего качества в течение 7 дней, а в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. При этом, при отказе от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара. Срок возврата денежных средств оставляет 10 дней с момента предъявления соответствующего требования.
Следует отметить, что при продаже товара дистанционным способом потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.