'; var w = window.open('', 'printme', 'width=700,height=600,toolbar=0,directories=0,menubar=0,status=0,resizable=1,location=0,scrollbars=yes,copyhistory=0,top=10,left=10'); w.document.write(text); w.document.close(); w.focus(); }
Главная   Защита прав потребителей   Инфотека   Владельцу банковской карты

Владельцу банковской карты

В настоящее время на территории Российской Федерации неукоснительно растет число граждан – пользователей банковских карт. Чаще всего это «зарплатные» (расчетные) и кредитные карты.

Сегодня многие предприятия – магазины, обслуживающие организации (фитнес-центры, рестораны или медицинские центры) – предоставляет возможность расчета пластиковой картой.

В соответствии с Положением Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» банковские организации осуществляют выпуск банковских карт, являющихся видом платежных карт для осуществления физическими лицами операций с денежными средствами (безналичных расчетов).

Выпуск кредитной организацией (банком) банковских карт для физических лиц осуществляется на основании договора банковского счета, который в соответствии с частью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает совершение операций с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт.

Кредитная организация (банк) открывает для клиента индивидуальный счет.

Гражданин с использованием банковской карты может осуществлять следующие операции:

- получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на территории Российской Федерации;

- получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;

- оплату товаров (работ, услуг) в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте – за пределами территории Российской Федерации.

Владельцем банковской карты является лицо, имя которого латинскими буквами указано на лицевой стороне карты и образец подписи которого имеется на ее оборотной стороне.

Банковская карта не подлежит передаче другому лицу, во избежание совершения с ней мошеннических действий третьими лицами.

Меры безопасности и защиты банковской карты

Чаще всего граждане используют банковские карты для снятия денежных средств, пополнения счета (внесение денежных средств), оплаты товаров, работ и услуг как на месте (в магазине, ресторане, гостинице и т.д.), так и с использованием сети Интернет. Это быстро, удобно и экономит время гражданина. Однако, утрата карты, попадание информации по карте (ПИН-код) третьим лицам нередко становится причиной совершения с картой несанкционированных действий и возникновения убытков у ее владельцев. Осуществлять операции следует с использованием устройств самообслуживания (банкоматов), которые установлены в безопасных местах (например, в государственных учреждениях, подразделениях банков, аэропортах и т.п.).

Перед использованием банкомата желательно осмотреть его на наличие дополнительных устройств, не соответствующих его конструкции и расположенных в месте набора ПИН-кода и в месте, предназначенном для приема карт (например, наличие неровно установленной клавиатуры набора ПИН-кода). В указанном случае воздержитесь от использования такого банкомата.

Во избежание использования карты третьими лицами (мошенниками) необходимо:

- хранить ПИН-код отдельно от карты;

- не писать ПИН-код на карте;

- не сообщать ПИН-код другим лицам;

- не вводить ПИН-код при работе в сети Интернет.

При совершении операции с картой в момент ввода ПИН-кода прикрывайте клавиатуру аппарата свободной рукой. Это не позволит мошенникам увидеть ПИН-код или записать его на видеокамеру. В случае возникновения подозрений о том, что данные с карты или ПИН-код могли быть доступны третьим лицам или скопированы, необходимо немедленно заблокировать карту.

Хранить банковскую карту следует в недоступном для окружающих месте.

Не стоит передавать карту другому лицу, за исключением продавца (кассира). Во избежание мошенничества с использованием карты необходимо чтобы операции с картой проводилась только в присутствии гражданина-владельца карты. Вынос карты из поля зрения ее владельца для совершения операций по расчетам, не допускается.

Для возможности экстренной блокировки банковской карты необходимо всегда дополнительно иметь при себе контактные телефоны банка (указаны на оборотной стороне банковской карты) и номер банковской карты на различных носителях информации: в записной книжке, мобильном телефоне и т.д.

В случае утраты карты (потери, кражи, изъятии) или если информация о ПИН-коде или реквизитах карты стала доступна третьим лицам, необходимо срочно обратиться в любое отделение (филиал) банка, которым выдана карта с соответствующим заявлением и следовать указаниям сотрудника данной кредитной организации (банка).

Обратиться в банк гражданин может как по телефону, по электронной почте, так и непосредственно в отделение (филиал) банка, для блокировки карты.

При подаче заявления по телефону следует в обязательном порядке уточнить номер обращения (заявления) и данные о сотруднике, принявшем обращение (персональный идентификационный номер сотрудника) с целью фиксации факта подачи обращения (заявления). В данном случае именно банк будет нести ответственность перед клиентом за несвоевременную блокировку карты и совершение с ней несанкционированных действий. В случае, если номер обращения или данные сотрудника банка вам не были предоставлены, а карта своевременно не была заблокирована, следует помнить, что, как правило, телефонный звонок в банке регистрируется, разговор с клиентом записывается (о чем перед разговором сообщает автоответчик) и журнал вызовов в своем телефоне не следует очищать.

До момента обращения в банк гражданин несет риск, связанный с несанкционированным списанием денежных средств с его банковского счета. Как правило, согласно условиям договора с банком, денежные средства, списанные с карты гражданина в результате несанкционированного использования банковской карты до момента уведомления об этом банка, не возмещаются.

Следует помнить, что вся необходимая информация о клиенте и его карте в банке есть и, следовательно, электронные письма, в которых от имени банка вам предлагается предоставить ваши персональные данные (данные карты) направлены не со стороны банка.

Страхование

В качестве инструмента финансовой защиты, банки могут предлагать своим клиентам – владельцам банковских карт страховать свои средства на банковских картах.

Это позволяет гражданам вернуть свои денежные средства, которые они утратили, в результате мошеннических действий.

Страховыми случаями являются:

- несанкционированное снятие денежных средств с карты третьими лицами вследствие ее потери, копирования, мошенничества и т.п.;

- хищение наличных средств в течение 2 часов с момента снятия средств с карты;

- утрата карты вследствие ее потери, кражи или повреждения.

Оплата товаров, работ и услуг

Большинство граждан – как покупатели, так и продавцы, - участвуя в расчетах банковскими картами, автоматически совершают все необходимые для этого действия. И практически никто не задумывается о том, как правильно должен осуществляться процесс оплаты.

Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» содержит указание о том, что при совершении операций с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе (чек, слип) и (или) в электронной форме, которые являются основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служат подтверждением их совершения.

В соответствии с Письмом Банка России от 02.10.2009 № 120-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт» в момент совершения покупки товаров, оплаты работ и услуг с использованием банковской карты кассир предприятия (магазина, фитнес-центра и т.д.) может потребовать от владельца банковской карты предоставить паспорт, подписать чек или ввести ПИН-код. Перед набором ПИН-кода следует убедиться в том, что люди, находящиеся в непосредственной близости, не смогут его увидеть. Перед тем как подписать чек (слип – документ, формирующийся в торговой точке и удостоверяющий факт осуществления платежа по банковский карте), в обязательном порядке необходимо проверить сумму, указанную на чеке.

При отказе ввести ПИН-код или неверном вводе ПИН-кода операция отклоняется. Несогласие подписать чек электронного терминала также может привести к отказу в проведении операции.

В случае отсутствия документа удостоверяющего личность гражданину также может быть отказано в проведении операции по карте.

Обеспечение безопасности при совершении операций по карте всегда должно стоять на первом месте. Ведь очень часто при оплате товаров, работ и услуг кассиру достаточно ввести последние 4 цифры счета, указанные на лицевой стороне карты, для того чтобы операция была совершена. Участие владельца карты в данном случае не требуется. Это увеличивает риск совершения несанкционированных действий с картой гражданина (например, в случае потери или кражи карты, третьи лица смогут беспрепятственно совершать покупки (даже не зная ПИН-кода) товаров, работ и услуг в подобных предприятиях, не обеспечивающих должной безопасности при проведении операции по карте, до тех пор, пока карта не будет заблокирована).

Поэтому следует быть внимательными и не совершать покупки в «сомнительных» и не вызывающих доверия предприятиях.

В случае, если при попытке оплаты банковской картой имела место «неуспешная» операция, следует сохранить один экземпляр выданного терминалом чека для последующей проверки на отсутствие указанной операции в выписке по банковскому счету.

По завершении операции кассир должен выдать гражданину торговый чек или торговый слип. Не следует подписывать чек (слип), в котором не проставлены (или не соответствуют действительности) сумма, валюта, дата операции, тип операции, название торгово-сервисной точки.

Для совершения покупок в сети Интернет рекомендуется использовать веб-сайты, которые применяют специальные программные средства для защиты информации о банковской карте. Безопасные веб-сайты отмечены значком в виде закрытого замочка.

Следует пользоваться интернет-сайтами только известных и проверенных организаций торговли и услуг.

При заказе товаров и услуг через сеть Интернет, а также по телефону/факсу не следует использовать ПИН-код.

Знание вышеуказанных рекомендаций поможет гражданам более бдительно относиться к хранению и использованию банковской карты, а также снизить возможные риски при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров, работ и услуг, в том числе через сеть Интернет.