'; var w = window.open('', 'printme', 'width=700,height=600,toolbar=0,directories=0,menubar=0,status=0,resizable=1,location=0,scrollbars=yes,copyhistory=0,top=10,left=10'); w.document.write(text); w.document.close(); w.focus(); }
Главная   Защита прав потребителей   Инфотека   Ответственность потребителя за риск случайной порчи товара

Ответственность потребителя за риск случайной порчи товара

Теперь уже невозможно вообразить, как люди раньше обходились без магазинов самообслуживания. Выбирая покупки, там каждый товар можно подержать в руках, рассмотреть его со всех сторон, изучая состав и информацию о производителе.

Гуляющие по закоулкам торгового зала супермаркетов покупатели нередко попадают в ситуации, когда из-за одного неосторожного движения с полки вдруг падает стеклянная банка и разбивается вдребезги. Незамедлительно перед ошарашенным покупателем как из-под земли вырастает фигура сотрудника магазина, который требует заплатить за разбитую посуду. Растерявшемуся покупателю кажется, что отпираться бесполезно, и под давлением сотрудника магазина он безропотно соглашается на все выдвинутые условия. А правомерно ли такое требование? Кто должен платить за случайно разбитый товар? В этой ситуации много нюансов, которые могут трактоваться как в пользу покупателя, так и в пользу магазина.

Согласно ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Но после оплаты товара право собственности переходит к покупателю.

Казалось бы, все верно, пока вы не оплатили товар и не получили чек, риск за порчу товара на вас никто не может переложить. Однако же это не совсем так. Пока вы не оплатили товар, вы не являетесь покупателем, и при причинении вами ущерба магазину против вас действует совсем другая статья – ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая говорит: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Поэтому магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар, а если вы не согласны – добиться своего через суд. Иначе получается, что можно спокойно ходить по магазину, портить товары и удаляться, не заплатив за содеянное. Впрочем, в той же ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации есть замечательный пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».

Зачастую к порче товаров приводят действия самих работников магазина: загромождение проходов, неаккуратная расстановка товара, влажный пол и т.п. Нужно заметить, что согласно «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» ширина проходов в торговых залах должна обеспечивать покупателям удобство выбора и приобретения товаров.

Таким образом, если вы взяли товар в руки и не удержали его, то в этом полностью ваша вина и придется этот товар оплатить. Однако же если вы поскользнулись на недавно вымытом полу и с размаху снесли целый стеллаж с товарами, то в этом полностью вина магазина и вы имеете право не оплачивать испорченный товар. Или еще пример: вы поставили банку на ленту кассы, кассир нажала на кнопку, лента тронулась, а банка упала на пол и разбилась. Здесь тоже полностью вина магазина, и вы не обязаны оплачивать стоимость этого товара.

Не всегда бывает просто разобраться, вследствие чего произошла порча товара: по воле случая, по вине работников магазина или это окажется на совести потребителя. Но следует помнить, что какое-либо давление на покупателя недопустимо, особенно если ему грубят или угрожают применить силу. Если продавец и потребитель не пришли к единому мнению относительно причин произошедшего, дело может стать предметом судебного разбирательства. В любом случае против воли потребителя и без решения суда никто не вправе заставить его оплатить поврежденный в магазине товар.